TEMPUS IV

Европейская Комиссия рассматривает высшее образование как важнейший приоритет своей деятельности в рамках сотрудничества с соседними и более удаленными странами. Программа TEMPUS, являющаяся одной из самых продолжительных программ сотрудничества в данной области и направленная на развитие институционального взаимодействия, находится на своем новом этапе - TEMPUS IV, охватывающем период с  2007 по 2013 гг.
Несмотря на осуществляемые реформы высшего образования в странах, охваченных программой TEMPUS, остаются нерешенными такие проблемы как: централизация систем управления, устаревшая инфраструктура, узкая специализация, неразвитое сотрудничество между вузами, сферой труда и гражданским обществом, недостаточно высокий престиж вузовских преподавателей, устаревшие образовательные программы, недостаточный потенциал в части формирования политики и отсутствие необходимых данных для выработки политических решений.
Ряд вышеперечисленных проблем характерен и для стран ЕС, остальные же  являются производными от конкретных особенностей различных стран или являются следствием переходного периода.
Программа TEMPUS IV призвана содействовать развитию институционального сотрудничества и направлена на модернизацию систем высшего образования в странах-партнерах.
При разработке новой программы учтены уроки предыдущих этапов программы TEMPUS.

Управление программой TEMPUS IV


Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам (EACEA), уполномоченное Европейской Комиссией, отвечает за реализацию всех видов деятельности в рамках TEMPUS. Формальная ответственность за руководство программой лежит на двух подразделениях Европейской Комиссии – Отделе сотрудничества EuropeAid и Генеральном Директорате по вопросам расширения, которые выделяют средства Исполнительному агентству для реализации программы Tempus. В соответствии со своими полномочиями, Генеральный директорат по международным отношениям обеспечивает стратегическую ориентацию программы, а Генеральный директорат по образованию и культуре привносит в нее свой отраслевой опыт и обеспечивает связь с внутренней политикой реформирования образования в ЕС.

Цели и задачи программы


Цель программы - содействие развитию сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Задачи программы TEMPUS IV:

  • Содействие реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах.
  • Повышение качества и роли высшего образования в странах-партнерах.
  • Развитие потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров и ЕС, в частности в сфере международного сотрудничества и устойчивости реализации процессов модернизации, а также оказание им содействия в усилении взаимодействия с гражданским обществом, сферой труда и окружающим миром для: преодоления фрагментарности высшего образования между странами и учебными заведениями в одной стране, развития междисциплинарных подходов; повышения способности выпускников к трудоустройству.
  • Содействие взаимовыгодному развитию человеческих ресурсов.
  • Увеличение сетевого взаимодействия между образовательными и научными учреждениями стран-партнеров и государств-членов ЕС.
  • Содействие росту взаимопонимания между народами и культурами стран ЕС и стран-партнеров.


Направления реализации и приоритеты программы TEMPUS IV

Перед высшими учебными заведениями в настоящий момент стоят сложные задачи, связанные с глобализацией. Для реализации потенциала вузов и обеспечения их вклада в развитие экономики и сферы занятости путем формирования «общества, основанного на знаниях», необходимы реформы. Европейская Комиссия поддерживает реформирование систем образования, которое делает их более открытыми, гибкими и отвечающими потребностям современного общества.

Основные направления реформирования:

  • реформирование образовательных программ
  • совершенствование системы управления вузами
  • усиление взаимодействия между высшим образованием и обществом

Направления сотрудничества разделены на три следующих блока:

Реформирование образовательных программ

  • Модернизация программ по учебным дисциплинам, обозначенным в качестве приоритетных странами-партнерами, с использованием Европейской системы переноса зачетных единиц (ECTS), системы 3-х циклов и признания дипломов и степеней

Реформа в области управления

  • Управление вузами и услуги для студентов
  • Внедрение системы обеспечения качества
  • Институциональная и финансовая автономия и отчетность
  • Равный и прозрачный доступ к высшему образованию
  • Развитие международных связей 

Взаимодействие высшего образования и общества

  • Обучение неуниверситетских преподавателей
  • Развитие партнерских отношений с предприятиями
  • Треугольник знаний: образование-исследования-инновации
  • Курсы обучения для госслужащих (министерства, региональные/местные органы власти)
  • Развитие обучения на протяжении всей жизни в обществе