Обмен опытом

Требования к трансверсальным компетенциям учителей и педагогическому образованию в контексте Болонского процесса


О.Л.Жук, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и проблем развития         образования Белорусского государственного университета, член группы экспертов по вопросам реформы высшего образования Республики Беларусь.

В современном глобализирующемся мире, в условиях усиливающихся социально-экономических интеграционных процессов и формирования экономики, основанной на знаниях, возрастают требования к социально-личностной подготовке молодежи. Подрастающее поколение должно быть образованным и владеть компетенциями межкультурного взаимодействия, продуктивного и бесконфликтного общения, языковыми навыками; проявлять ответственность при принятии решений, справедливость и понимание в ситуациях социально-культурного разнообразия. Достичь такого воспитательного результата возможно при признании возрастающей профессиональной роли учителя в обществе как субъекта социально-культурных изменений и создании благоприятных условий для его профессионального развития (саморазвития) и жизнедеятельности. Обоснованию востребованности новой роли учителя в обществе, способствующей межкультурному взаимопониманию, демократической культуре и осуществлению прав человека, была посвящена 23-ья сессия Постоянной конференции министров образования государств – членов Совета Европы «Образование для устойчивого демократического общества: роль учителя» (4-5 июня 2010 г., г. Любляна, Словения). В материалах сессии подчеркивается, что основная цель европейского образования (на всех его уровнях от дошкольного до последипломного) на 2010-2014 годы состоит в разработке согласованного видения роли образования, обеспечивающего социальную интеграцию и сплоченность, межкультурный диалог и взаимопонимание, развитие демократической культуры. При этом отмечается, что фундаментальная роль образования состоит в создании прочной основы для непрерывного обучения в течение всей жизни, личностного и профессионального развития (саморазвития) человека (см. Интернет-сайт Совета Европы http://www.coe.int/t/dg4/education/standingconf/Defaulten.asp.).
Осознание возрастающей роли учителя в обучении и воспитании подрастающего  поколения в интересах устойчивого демократического общества актуализирует проблему модернизации педагогического образования. Главной его задачей становится развитие у будущих педагогов и дипломированных учителей соответствующей системы компетенций («компетенции обучающихся тесно связаны с компетенциями учителей»).
В рамках единого европейского образовательного пространства термины «компетенция/компетенции» «компетентность/компетентности» часто используются как синонимы и понимаются, прежде всего, как «то, что люди могут делать, а не то, что они знают». Понятие компетенции означает «больше, чем просто знания и навыки». В международных образовательных документах оно определено как способность личности решать сложные задачи, «опираясь на мобилизацию и психосоциальные ресурсы (в том числе на навыки и отношения в определенном контексте)». В современных социокультурных условиях актуализируется необходимость расширения предметно-ориентированных и специальных компетенций учителя системой так называемых трансверсальных компетенций. Эти компетенции являются универсальными, или ключевыми, поскольку в их основе лежат обобщенные знания и умения, навыки и отношения, формирование которых выходит за рамки освоения будущими учителями учебных дисциплин. Эти компетенции на международном и национальном (государственном) уровнях направлены на решение актуальных демократических (гражданских), социально-экономических, экологических и др. проблем в современной Европе. На образовательном уровне (на уровне учреждения образования) эти компетенции позволяют учителям овладеть эффективными стратегиями и методами управления новыми ситуациями, возникающими на основе социокультурных перемен в социуме, школе, ученических коллективах, внешкольных объединениях, а также освоить ненасильственные способы предупреждения и разрешения конфликтов.
Социальные и демократические ценности передаются через образование и должны быть подкреплены реальной образовательной практикой: невозможно научить навыкам демократической жизни вне практики демократического участия в повседневной жизни школы. Это положение означает необходимость целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки будущих учителей, нацеленной на формирование у них компетенций.
Владение трансверсальными компетенциями позволяет учителям моделировать в образовательном процессе школы демократические процессы и процессы участия учащихся (в различных ситуациях), основанные на уважении прав человека, человеческого достоинства, принятии многообразия видения проблем, межкультурном диалоге. Сформированность у педагога этих трансверсальных компетенций будет способствовать развитию у учащихся навыков, необходимых для совместной жизни в демократическом обществе.
Формирование у будущих педагогов таких компетенций предполагает включение в содержание обучения и учебной деятельности (независимо от учебного предмета) общечеловеческих, гуманистических ценностей и межкультурного контента и диалога. Освоение такого социально-культурного компонента будет содействовать принятию будущими педагогами культурного разнообразия мира, терпимости в области межкультурных отношений, готовности к диалогу и взаимопониманию. Развитие у педагогов трансверсальных компетенций может обеспечиваться, во-первых, через «обучение действием», которое предполагает создание в образовательном процессе и вовлечение обучающихся в разрешение проблемных ситуаций, моделирующих социальные проблемы жизни в обществе. Во-вторых, указанные компетенции не могут быть сформированы посредством «обучения в одиночку». В педагогическом образовании и повышении квалификации учителей должна усиливаться так называемая коллективная стратегия преподавания и обучения, которая включает в себя обучение в сотрудничестве, методики работы в команде, коллективные (групповые) методы. Именно эта стратегия, как свидетельствует международный опыт, является наиболее эффективной для формирования социальных, культурных, этических, политических и других знаний и умений, лежащих в основе трансверсальных компетенций.
Реализация стратегии «обучения действием» и коллективной стратегии в преподавании и обучении требуют от педагогов перехода от «педагогики неучастия» к личностно ориентированному образованию. Личностно ориентированное образование, базирующееся на деятельностном и личностно ориентированном подходах, предполагает: 1) опору на социокультурный опыт обучающихся, более полный учет их индивидуальных особенностей, использование индивидуальных форм работы в сочетании с коллективными, а также наставничеством и взаимной поддержкой; 2) переориентацию содержания образования на деятельностный тип, что означает включение в содержание обучения актуальных социальных ситуаций и проблем; 3) широкое использование активных (интерактивных), проблемно-исследовательских методик, основанных на рефлексивно-деятельностной основе и совместной групповой работе, которые обеспечивают включенность обучающихся в разрешение ситуаций и «вынужденную» их учебно-познавательную активность и учебную коммуникацию.
Европейская система образования на всех ее уровнях, ориентированная на обеспечение устойчивого демократического общества, должна способствовать формированию у обучающихся трансверсальных компетенций (компетентностей), базирующихся на «знаниях, понимании, способностях и отношениях» в сферах:
– гражданской культуры (создавать и поддерживать гражданскую культуру в целях развития демократического, равноправного общества, характеризующегося разнообразием традиций, образов жизни, опыта, языков, религий и убеждений);
– межкультурного взаимодействия (готовность к диалогу и взаимопониманию, владение ненасильственными способами предупреждения и разрешения конфликтов и др.);
– межпоколенных отношений (в условиях старения общества уметь устанавливать целесообразные отношения с различными категориями людей пожилого возраста, проявлять к ним понимание и толерантность, предвидеть и адекватно оценивать собственные возможности и проблемы, которые могут возникнуть на различных этапах пожилого возраста);
– социальной ответственности (осознавать свои права и обязанности, уважать личностное пространство другого; проявлять экологическую ответственность в личностной, социальной, экономической, профессиональной жизнедеятельности; проявлять нравственность, гуманизм, мужество и ответственность при принятии сложных социальных проблем (социальная сплоченность, ответственность перед будущими поколениями и др.));
– развивающейся в условиях глобализации экономики, основанной на знаниях (способность к непрерывному образованию и самообразованию в течение жизни, академической и профессиональной мобильности, готовность к участию в различных научно-исследовательских проектах (в том числе международных)).
Формирование указанных выше компетенций возможно лишь средствами непрерывного образования, начиная с дошкольного и начального через среднее и заканчивая высшим и последипломным образованием на протяжении всей жизни. Непрерывность образования требует разработки и реализации в системе образования образовательных стандартов на компетентностной основе и адаптированных к современной социокультурной ситуации и рынку труда образовательных программ. Учет требований компетентностного подхода при разработке образовательных программ предполагает проектирование содержания образования на основе его обобщенных результатов – трансверсальных компетенций. Их формирование должно обеспечиваться с использованием разработанной системы разноуровневых практикоориентированных межпредметных задач (ситуаций).